iv-schools.ru

Компьютерная грамотность. Авторский курс

Дай человеку рыбу, и ты накормишь его только раз.
Научи его ловить рыбу, и он будет кормиться ею всю жизнь.
Китайское изречение.

Компьютерная грамотность в аспекте многообразия современных информационных технологий

Что такое “компьютерная грамотность” для меня, во-многом, остается загадкой. Вероятно, из-за того, что точного и соответствующего настоящей действительности определения я так и не нашел.

Существуют попытки определить компьютерную грамотность, исключительно как набор базовых навыков и умений при работе с ПК (операционная грамотность). Однако многообразие компьютерных технологий и сфер, где применяются компьютерные системы заставляет нас задуматься о том, что пользователь обладая знаниями и умениями работы с одной системой может не справится с работой в другой компьютерной системой.

Если еще несколько лет назад компьютерно-грамотным называли человека уверенно использующим ПК с операционной системой Windows. А сейчас оказывается, что пользователи с достаточным набором знаний и навыков по отношению к Windows совершенно не могут использовать другие операционные системы. А наработанный опыт становится скорее врагом пользователя, чем союзником. Всем известно, что обучаться “с нуля” часто намного проще, чем переучиваться.

Это наглядно подтверждает ситуация сложившаяся в российской системе образования ввиду необходимости перехода к свободно распространяемому программному обеспечению (СРПО). Поскольку государство не в состоянии оплатить ПО поставляемое коммерческими организациями (как правило это ПО корпорации MicroSoft, фактического монополиста на рынке операционных систем в РФ).

А следовательно, можно предположить, что “компьютерная грамотность” — это совокупность теоретических и практических знаний в области работы с компьютерными системами, которая позволяет не только оптимально использовать основную для пользователя компьютерную систему, но и быстро обучатся работе в другой компьютерной системе.

Проблема операционных систем и внедрения в широкие массы настольных компьютеров с ОС отличными от Windows является наиболее ярким примером, но не единственным.

Современный человек сталкивается не только с компьютерными системами на основе ПК, но и для решения многих повседневных задач: оплата счетов, заказ услуг, получение денег через банкоматы различных Банков.

Меня, как преподавателя, во-многом радует данная ситуация, поскольку современная реальность позволяет не так интенсивно заниматься вопросами мотивации обучаемых. Жизнь и быт подстегивает человека к получению новых технически сложных знаний, которые мне, например, очень интересно предоставить слушателю или читателю.

Кроме того, система обучения компьютерным технологиям вынуждена кардинально измениться и найти те пути и средства, которые позволят очень быстро формировать знания и навыки у человека для уверенного использования информационных технологий.

Некоторый профессиональный опыт и, прежде всего, личное виденье мира компьютерных технологий позволяют мне представить читателю свой вариант курса “Компьютерная грамотность”.

Общие концепции и принципы авторского курса заключаются в следующем:

  1. Простота — дать понятия и определения в максимально доступной для неподготовленного читателя форме.
  2. Лаконичность — форма изложения должна быть максимально краткой.
  3. Актуальность — курс должен соответствовать окружающей действительности.
  4. Ориентация на дефицит времени — при подготовке обучаемого следует считать, что у обучаемого острая нехватка времени. Данное условие обусловлено и жизненными предпосылками и форматом дистанционного обучения через Интернет.
  5. Полнота — дать тот объем сведений, который позволит пользователю уверенно чувствовать себя в понятийном аппарате большинства сфер связанных с компьютерными технологиями.
  6. Переносимость — знания и навыки должны быть настолько универсальными, чтобы их можно было применять в различных видах компьютерных систем.
  7. Полиморфизм — подразумевает формирования такого представления о компьютерном мире у читателя, чтобы при необходимости он мог легко изменять свои представления об одних и тех же вещах, в зависимости от частной реализации понятий в конкретной системе. (Полиморфизм — видоизменение. Одно название (задача), множество реализаций (способов решения)). По всей видимости, необходимость Полиморфизма знаний и навыков обозначена мною впервые. В обозримом мне информационном пространстве мне ничего не удалось найти в данном направлении.

Теоретические составляющие

  1. Введение базовых представлений, понятий и определений. Что должно позволить перевести уровень общения на профессиональный уровень
  2. Обзор средств и инструментов для выполнения повседневных и профессиональных задач
  3. Формирование представления о внутреннем устройстве ряда компьютерных технологий и технических средств, что должно обеспечить кругозор обучаемого.
  4. Формирование представления об угрозах компьютерных технологий и простейших мерах противодействия внешним угрозам информационной безопасности.

Практические составляющие

  1. Заложить основы для исполнения универсальных операций в различных компьютерных системах
  2. Сформировать навыки использования конкретных компьютерных систем (вероятно, ОС)
  3. Сформировать навыки использования наиболее популярного ПО
  4. Сформировать навыки поиска решений компьютерных проблем. Познакомить со стратегией решения проблем, ее реализацией

“Компьютерная грамотность”
(авторское определение)

“Компьютерная грамотность” — универсальный набор знаний, навыков и стратегий работы с компьютерными системами, позволяющий достигать поставленных целей с помощью различных программных инструментов в условиях дефицита информации об алгоритме решения задач и достижения цели в конкретной компьютерной системе.

Как Вы можете видеть — основной акцент в определении я делаю на составляющие: стратегия, различный, дефицит информации об алгоритме решения.

Попробую пояснить, почему, на мой взгляд это настолько значимо:

Стратегия поиска решений в IT сфере

Стратегия — общий, недетализированный план какой-либо деятельности, способ достижения сложной цели, являющейся неопределённой и главной для управленца на данный момент, в дальнейшем корректируемой под изменившиеся условия.

Стратегия, как способ действий, становится необходимой в ситуации, когда для прямого достижения основной цели недостаточно наличных ресурсов.

Стратегия на Wikipedia

Информационные системы слишком быстро развиваются. Часто рядовой обыватель даже не представляет насколько быстро.

Если ранее система образования или переподготовки кадров могла сделать предположение о том, что пользователь в своей деятельности столкнется только с одной, строго предопределенной компьютерной системой, то сейчас ввиду молниеносного развития компьютерного мира такие предположения теряют всякую надежду на дальнейшее существование.

В современном мире неактуально готовить пользователя ПК только для работы с одной компьютерной системой (например, ОС WINDOWS) — мы не можем быть уверены, что данные знания пользователю пригодятся, а затраты на обучение не будут пустыми тратами государственного/частного финансирования.

Если говорить о компьютерных системах, то рыночная экономика требует пользователя-универсала, либо пользователя, на переподготовку которого требуется минимальное время, средства и усилия.

Специалисты на обучение которых приходится тратить временные и финансовые средства в полном объеме курсов подготовки — становятся неконкурентоспособными.

Следовательно, в идеале, еще на ранних стадиях мы должны подготовить такого специалиста (пользователя), который будет обладать свойством быстрой подготовки/переподготовки, будет способен к восприятию информации в заданной профессиональной сфере.

Во-многом нам требуется пользователь со знанием понятийного аппарата информационных технологий и знанием стратегий поиска решений в заданной области.

Личное мнение: Все чаще и чаще мне приходится сталкиваться с пользователями, которые просят меня не решить для них конкретную задачу (хотя и таких достаточно), а пояснить общую схему , принципы и стратегии решения задач, чтобы они самостоятельно могли решить поставленную задачу.

Стратегия поиска решения поставленной задачи в области компьютерных технологий является удивительно интересным предметом для исследования. Это не удивительно — ведь стратегия подразумевает наличие стратега — личность эрудированную, творческую, способную у принятию решений и постановке задач обусловленных необходимостью.

Если мы не можем обеспечить наличие стратегических качеств у конечного обучаемого, компьютерную грамотность которого мы хотим обеспечить, то описание базовых стратегий решения компьютерных задач, вероятно, мы обеспечить можем. Для этого, можно попробовать привлечь ИТ-специалиста, выделить среди множества его стратегий те, которые мы будем считать базовыми, и зафиксировать их.

Различие компьютерных систем

Не смотря на то, что сегодня большая часть рынка ОС занята корпорацией MicroSoft и их продуктом MS Windows, мы не можем быть уверены, что это продлится долго и ситуация не изменится в ближайшие несколько лет.

Проиллюстрировать это можно на примере того, что произошло с продуктом корпорации MicroSoft — браузером (просмотрщиком) Интернет-страниц Internet Explorer.

Несколько лет назад Internet Explorer был фактическим монополистом на рынке браузеров, поскольку был изначально установлен во всех ОС Windows. Сейчас его все больше и больше теснят другие продукты, например, Mozilla FireFox, Opera, Safari, Google Chrome :

  1. Internet Explorer 54,3%
  2. Mozilla (Gecko) 21,2%
  3. Прочие 24,3%

Статистика использования браузеров в российской части Интернет

Таким образом, можно предположить, что грамотный пользователь компьютерных систем должен быть подготовлен к работе с различным ПО, часто отличающегося принципами работы и устройства, но решающего одни и те же задачи.

Дефицит информации об алгоритме решения

Дефицит информации об алгоритме решения конкретной компьютерной задачи вполне нормальное явление для подготовленного компьютерного пользователя.

Подготовленные пользователи ПК часто твердо уверены в том, что они надут решение поставленной задачи, поскольку обладают некоторым кругозором и имеют в запасе несколько стратегий поиска информации для решения возникшей задачи.

Обратите внимание, не саму информацию, а именно несколько стратегий ее поиска.

Пользователь обладает алгоритмом поиска и (или) формирования алгоритма решения задачи или может самостоятельно его разработать и реализовать.

Нужно признать, что навык самостоятельного формирования алгоритма поиска информации, это слишком высокий уровень для начинающего пользователя. Однако, предоставить пользователю ряд готовых схем вполне возможно.